Первая встреча с ребенком

Итак, вы уже знаете, что хотите взять в свою семью именно этого мальчика или девочку. Вы посмотрели фотографии, поговорили со специалистами. Сердце подсказывает вам, что это именно тот ребенок, о котором вы мечтаете. Пришло время знакомиться. Первую встречу можно организовать в форме экскурсии по учреждению, на которой присутствуют социальный работник или воспитатель. К ним вы всегда можете обратиться в случае возникновения вопросов или непредвиденных ситуаций.
Важно помнить, что дети по-разному могут вести себя при первой встрече и иногда совершенно неожиданно для окружающих. Это зависит, прежде всего, от особенностей нервной системы и характера детей. Эмоционально отзывчивые дети охотно идут навстречу взрослым, некоторые бросаются к ним с криком «Мама! Папа!», обнимают, целуют, а все наблюдающие эту сцену вытирают слезы радости. Эмоционально «зажатые», флегматичные ребята испуганно жмутся, не отпускают руку сопровождающего взрослого, или смущенно улыбаются, делают робкие шаги навстречу, протягивающим им руки новым родителям. Такие дети с большим трудом расстаются с привычным окружением, плачут, неохотно идут на контакт с незнакомыми людьми. Если при знакомстве присутствует мужчина, то возможно ребенок может испугаться, т.к. не привык видеть мужчин в учреждении.
Поведение ребенка при первой встрече с будущим родителем во многом зависит и от возраста. Дети дошкольного возраста хорошо идут на контакт, очень ждут встречи. Дети младшего школьного возраста могут с меньшим доверием относиться к ситуации, но достаточно быстро откликаются на интерес со стороны взрослых и соглашаются пойти погулять или поехать в гости. Подростки ведут себя более насторожено и даже порой агрессивно.
Будущим родителям могут помочь следующие советы при подготовке к встрече с ребенком и общению с ним:
- не стоит надевать яркую одежду, женщине – делать яркий макияж;
- нежелательно курить перед встречей с ребенком, а также пользоваться интенсивными духами;
- обязательно обращайтесь к ребенку по имени;
- спокойным и уверенным тоном спросите у ребенка, сколько ему лет, чем он любит заниматься и т.д.;
- не разговаривайте с ребенком «сверху вниз», сядьте на стул рядом или присядьте на корточки, если ребенок маленький, т.к. ему неудобно смотреть на вас снизу вверх;
- избегайте большого количества вопросов к ребенку, расскажите ему что-нибудь о себе или своей семье;
- внимательно слушайте ребенка;
- будьте эмоционально сдержанны, не торопитесь с проявлением нежности, не следует сразу брать ребенка на руки, обнимать и целовать, так как это может вызвать у него беспокойство, – лучше в первый раз посидеть рядом с ним, придержать рукой, поиграть, привлечь его внимание доброжелательной мимикой;
- если ребенок уклоняется от рук или стремится отойти на безопасное с его точки зрения расстояние, то не надо ему в этом препятствовать, – в этом случае надо заинтересовать его мимикой, разговором, игрой;
- ни в коем случае не надо высоко подымать на руках ребенка в возрасте от 1,5 до 3 лет, так как обычно дети этого пугаются, – будет лучше, если взрослый присядет, и будет общаться с ребенком с уровня колен, что для ребенка менее страшно;
- не стоит сюсюкать при разговоре с ребенком, т.к. общение приобретет неестественный оттенок, а ребенок старшего возраста может решить, что вы передразниваете его;
- можно принести мягкую игрушку, одеяльце, чашку, чтобы эта вещь напоминала ребенку о вас.
Необходимо помнить о том, что для ребенка знакомство с будущими родителями носит характер «оценивания». В любом возрасте дети достаточно хорошо понимают, зачем посторонние взрослые знакомятся с детьми. Дети старшего возраста часто воспринимают подобную встречу как своего рода «экзамен»: понравятся они или нет. Даже малыши чувствуют «торжественность момента» - по обстановке, поведению персонала, отдельным словам и фразам, многозначительным взглядам.
Не стоит затягивать первое посеще­ние, чтобы не утомить ребенка и себя. Попрощайтесь с ребенком и никогда не обманывайте его, если он спросит, придете ли вы еще. Если вы не уве­рены, лучше честно скажите ему: «Не знаю». Если отношения между вами и ребен­ком складываются благополучно, можно пригласить его на прогулку, а затем к себе в гости.
Итак, вы с ребенком понравились друг другу. Вы уже несколько раз навещали его в детском доме или приюте, он узнает вас, радуется вашему приходу, вы скучаете друг без друга в про­межутках между встречами. Теперь вас ждет следующий шаг - приглашение ре­бенка в гости. Лучше, если время первого визита не превышает час-два, постепенно время можно увеличивать, а затем пригласить ребенка на выходные.
Первое появление ребенка в вашем доме может сопровождаться волнениями и страхами, идущими из его прошлого опыта, а также новыми волнениями, связанными с предстоящими отношениями. Иногда из-за этих страхов сопровождающим работникам приходится оставаться с ребенком все время, пока он находится в новом доме.
Вы также мо­жете беспокоиться - вдруг ребенку что-то не понравится (район, квартира и т.д.). Успокойтесь, эти вещи абсолютно не волнуют детей. Главное, чтобы вы были готовы посвятить ему все время, отведенное на визит, отнеслись к нему доброжелательно и внимательно.
При первом посещении ребенком дома вам будут полезны следующие рекомендации:
- первое время старайтесь быть рядом с ребенком и не оставляйте одного;
- не спеша покажите ребенку квартиру, домашних животных, следите, чтобы животные не напугали ребенка;
- устраните новые для ребенка резкие и громкие звуки, сильные запахи;
- все дорогие в материальном и духовном отношении вещи лучше уберите в недосягаемое для ребенка место;
- для снижения уровня стресса угостите ребенка чем-нибудь сладким еще перед тем, как зайти в дом, приготовьте для него мягкую игрушку, которую можно прижать к груди - все это будет его успокаивать;
- не стоит сразу изменять режим дня ребенка, к которому он привык в учреждении;
- нельзя настаивать, если ребенок отказывается от каких-либо продуктов;
- если что-то ребенку особенно нравится в еде, не стоит выдавать это все сразу и в максимальных количествах, умеренность и постепенность для него гораздо важнее;
- не стоит давать ему большое количество новых игрушек, так как они могут не вызвать у него бурю восторга, а маленького ребенка непривычные игрушки могут даже напугать, лучше попросить в учреждении игрушку, к которой он больше всего привык;
- прежде чем предлагать ребенку какое-нибудь занятие, лучше сначала спро­сить у него, чем ему хотелось бы заняться, что вообще он любит делать;
- не надо спешить к увеличению познавательных нагрузок, – для начала необходимо, чтобы ребенок почувствовал себя в доме защищенным, а главное здесь стабильность и отсутствие избыточной новизны;
- не надо перегружать ребенка эмоциональными впечатлениями и превращать визит в смотрины - ваши друзья и родственники успеют познакомиться с ребенком позже, до­статочно, чтобы дома были только члены семьи, с которыми ребенок уже познако­мился во время ваших посещений;
- не стоит надеяться, что ребенок сразу выразит положительную эмоциональную привязанность, скорее всего он будет проявлять беспокойство при вашем отсутствии.
Если в вашей семье уже есть дети, то вначале они могут ревновать к приемышу, но скоро по вашему примеру сами начнут заботиться о малыше.
Если ребенок расторможен, кричит, неуправляем, возможно, он хочет привлечь ваше внимание. В таком случае его на некоторое время нужно оставить без публики, выйти из комнаты, объявить «перерыв». Каждый раз, когда ребенок начинает себя плохо вести, ему объявляют «перерыв», и это слово становится для него сигналом, что он ведет себя плохо.
Во время первых посещений ребенок будет с радостью выполнять любое поручение приемных родителей, если увидит, что они им довольны. При этом не надо ожидать сразу многого, так как в жизни детей преобладает мотив игры. Дети должны играть и фантазировать, поэтому их пространство должно быть свободно от мебели и жестких правил ее расстановки. Не нужно много игрушек, их лучше периодически менять, если это позволит ребенок. В своей комнате ребенок должен установить собственный порядок. Если этот порядок не устраивает, необходимо объяснить это и вместе изменить его. Если надо воспользоваться какими-то вещами из арсенала ребенка, стоит с ним посоветоваться.
Особым местом для ребенка является ванная комната – с ней нужно хорошенько познакомиться и вместе выяснить назначение многих вещей. Обязательно купить ему мягкое, пушистое, веселое полотенце.
За обеденным столом у ребенка обязательно должно быть свое место – это делает его полноправным членом семьи. Очень важно, чтобы он сидел на одном уровне с остальными.
Процесс привыкания к новому дому идет постепенно, и от ребенка зависит количество дневных посещений, их цели и продолжительность времени, на которое сопровождающее лицо может уехать и оставить его в доме с новыми родителями. Между визитами обязательно нужны беседы с ребенком о том, что происходит, и как все к этому относятся.
Когда ребенок впервые согласится провести ночь в новом доме, у него, для надежности, должны быть номер телефона и адрес, где находится сопровождавший его человек.
При возвращении ребенка в его детское учреждение будет лучше, если его отвозят после визита с ночевкой не замещающие родители, а приехавшие сотрудники. Это нужно для того, чтобы не возникла аналогия с возвратом или отказом. Это болезненная процедура для обеих сторон, которой надо всячески избегать.
Предварительные встречи оказываются очень полезными, если они проводятся целенаправленно. Часто их рассматривают просто как возможность для будущих приемных родителей и ребенка лучше узнать друг друга.

Библиотека приемных родителей

Первые дни вместе Этапы адаптации приемного ребенка в семье Эффективные способы взаимодействия с ребенком Разрешение конфликтных ситуаций в семье Сплочение семьи Наказание с пользой и без унижения Если ребенок агрессивный … Если в школе трудно… Подросток в замещающей семье Приемный ребенок и детский сад Воспитание детей в любви ДЕТСКАЯ СТРАНИЧКА Вредные привычки Под опекой внук (внучка) ИГРАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ (сценарии игр, конкурсов и пр.) Детское воровство Почему необходимо соблюдать границы личного пространства ребенка? Ребенок и домашние обязанности Права ребенка от рождения и на всю жизнь Путь к сердцу вашего подростка Влияние физических наказаний на поведение ребенка Как помочь ребенку завести друзей... Правила требования послушания Конфликты между родителями и детьми. Кто виноват и что делать? Сердечко для мамочки! Если ребенок вспоминает… Как приучить детей к правилам Поколение гаджетов, или как быть с компьютерной зависимостью у подростка Закалка, спорт, движение - всех целей достижение! Чем занять ребенка летом? «Первый раз в первый класс» Почему мы все воспринимаем по-разному? Знакомьтесь: аудиал, кинестетик, визуал и дигитал Если Вы едете за ребенком в другой регион: что надо знать? Успешность обучения: от чего она зависит? 8 сложных вопросов о том, как говорить с детьми о взаимоотношениях и сексуальности Тайная опора: привязанность Конфликт: родители и дети Непослушание ребенка Эмоциональное выгорание приемных родителей Доверие как механизм построения отношений. Способы создания доверительной атмосферы и оказания влияния на ребенка Детские истерики. Что делать? К вам пришел приёмный ребенок Приёмный ребенок и возрастные кризисы Как и когда рассказать ребенку, что он приёмный (усыновленный) Как подготовить своих родителей, будущих бабушек и дедушек, к появлению нового члена семьи

8 (8212) 21-08-86
Региональный центр развития социальных технологий

Разработка сайта — «Цифровой Век»

Индекс цитирования